Как научить взрослого человека.Часть I. Цели подготовки


Для начала очень коротко экскурс: чем педагогика отличается от андрогогики?

Педагогика — pais, paidos (ребенок)
Андрогогика — andros (мужчина)
Ago — воспитываю

Андрогогика — это наука об обучении взрослых


Задачи андрагогики:

  • проработка содержания;
  • организационных форм;
  • методов и средств обучения взрослых;
  • использование в этих целях средств массовой информации;
  • определение оптимальных интервалов между периодами интенсивного обучения;
  • функционирование профессиональных курсов в зависимости от характера производства.

Причем андрагогика много лет рассматривается в контексте непрерывного образования. Т.е. человек учится всю жизнь. Здесь внезапно открывается «портал будущего», который — внимание, сюрприз — демонстрирует взрослому развитому, сформировавшемуся человеку, обладающему дипломом или даже определенной квалификацией, что его обучение (в школе, колледже или ВУЗе) не только не закончилось, а только начинается.

Русский язык  богат и многогранен. Какую цель мы ставим, когда собираемся организовывать подготовку взрослых людей, сотрудников предприятий – обучить или научить?

Это 2 совершенно разных понятия, которые раскрывают принципиально разный подход к результатам действия. Равно как и влияют на процесс: обучение или научение.

Обучение – законченный процесс передачи неких знаний. Обучили/обучились – разошлись (рассматриваем «обучение» как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов).

Научение – процесс, который предполагает использование полученных знаний, применение их в рабочей и личной повседневной деятельности, развитие их и трансформацию в личный опыт. В данном случае возможно некоторое послесловие (рассматриваем термин «научение» как относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой; приобретение знаний, умений и навыков)

Таким образом, говоря об обучении взрослых людей, главной целью ставится все-таки научение: такой вид подготовки, в результате которого человек, сотрудник сможет и будет применять полученные знания. Нужно научить не только предмету, но и тому, как его использовать, а также – как самому учиться дальше.